О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек

Закон в pdf.

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации
Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования
деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более восьми человек».
Приложение: 1. Текст законопроекта на 7 л.
2. Пояснительная записка к законопроекту на 3 л.
3. Финансово-экономическое обоснование на 4 л.
4. Перечень федеральных законов, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению или
принятию в связи с принятием федерального закона,
на 1 л.
5. Перечень нормативных правовых актов Президента
Российской Федерации, Правительства Российской
Федерации и федеральных органов исполнительной
27082578.doc
власти, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи
с принятием федерального закона, на 1 л.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации
о внесении в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации законопроекта на 1 л.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
27082578.doc
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
уjб о. зу/- i
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования лицензирования
деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2011, №19, ст. 2716; №30,
ст. 4590; 2012, №26, ст. 3446; №31, ст. 4322; 2013, №9, ст. 874; №27,
ст. 3477; 2014, №30, ст. 4256; №42, ст. 5615; 2015, №1, ст. 11)
следующие изменения:
1) часть 4 статьи 1 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6) деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.»;
2) в пункте 24 части 1 статьи 12 слова «(за исключением случая,
если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для
970417D1
обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя)» исключить;
3) статью 19 дополнить частью 9
1 следующего содержания:
«91
. Правительством Российской Федерации в целях осуществления
лицензионного контроля может быть установлена иная периодичность
проведения плановых проверок в зависимости от отнесения деятельности
юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или)
используемых ими производственных объектов к определенной категории
риска, определенному классу (категории) опасности.».
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4873; 1999, № 10, ст. 1158; 2002,
№18, ст. 1721; 2003, №2, ст. 167; 2004, №35, ст. 3607; 2006,
№52, ст. 5498; 2007, №46, ст. 5553; №49, ст. 6070; 2009, №1, ст. 21;
№48, ст. 5717; 2010, № 30, ст. 4000; № 31, ст. 4196; 2011, № 17, ст. 2310;
№27, ст. 3881; №29, ст. 4283; №30, ст. 4590, ст. 4596; 2012,
№25, ст. 3268; №31, ст. 4320; 2013, №17, ст. 2032; №19,
ст. 2319; №27, ст. 3477; №30, ст. 4029; №48, ст. 6165; №52, ст. 7002;
2014, №42, ст. 5615; 2015, №24, ст. 3370; №29, ст. 4359; №48,
970417D1
ст. 6706, ст. 6723; 2016, №15, ст. 2066; №18, ст. 2502; №27, ст. 4192,
ст. 4229; 2017, № 31, ст. 4753) следующие изменения:
1) дополнить статью 2 абзацем следующего содержания:
«Понятия «лицензирование», «лицензируемый вид деятельности»,
«лицензирующий орган», «соискатель лицензии», «лицензиат»
используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 4 мая
2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».»;
2) дополнить главой V1 следующего содержания:
«Глава V1
. Особенности лицензирования деятельности
по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом
Статья 301
. Особенности лицензирования деятельности
по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок
более восьми человек
1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут
направлять заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему
документы, заявление о предоставлении дубликата лицензии, заявление о
предоставлении копии лицензии, заявление о переоформлении лицензии,
заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности (далее в
настоящей статье — заявления) в форме электронных документов (пакета
электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной
электронной подписью с использованием информационно970417D1

телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая
единый портал государственных и муниципальных услуг.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели также
вправе представлять заявления непосредственно в многофункциональный
центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее —
многофункциональный центр) в соответствии с положениями
Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг» или
направлять в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с
уведомлением о вручении.
2. В случае, если в заявлении указывается на необходимость
предоставления лицензии, дубликата лицензии, копии лицензии,
переоформленной лицензии, решения о прекращении лицензируемого
вида деятельности в форме электронного документа, лицензирующий
орган направляет лицензию, уведомление об отказе в предоставлении
лицензии, дубликат лицензии, копию лицензии, переоформленную
лицензию, уведомление об отказе в переоформлении лицензии или
решение о прекращении действия лицензии в форме электронного
документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной
подписью с использованием информационно-телекоммуникационных
970417D1
сетей общего пользования, в том числе информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет», включая единый портал
государственных и муниципальных услуг.
3. В случае, если в заявлении указывается на необходимость
предоставления лицензии, дубликата лицензии, копии лицензии,
переоформленной лицензии, решения о прекращении лицензируемого
вида деятельности в форме документа на бумажном носителе,
лицензирующий орган направляет лицензию, уведомление об отказе в
предоставлении лицензии, дубликат лицензии, копию лицензии,
переоформленную лицензию, уведомление об отказе в переоформлении
лицензии, решение о прекращении действия лицензии заказным
почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
4. В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о
предоставлении лицензии, или лицензиата, представившего заявление о
переоформлении лицензии, проводится внеплановая документарная
проверка.
5. В отношении соиск
Статья 3
Часть 1 статьи З
1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года
№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного
электрического транспорта» (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2007, №46, ст. 5555; 2012, №31, ст. 4320;
2016, №27, ст. 419) после слов «городского наземного электрического
транспорта» дополнить словами «, за исключением государственного
надзора за осуществлением деятельности по перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более
восьми человек,».
Статья 4
Пункт 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря
2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 52, ст. 6441; 2010,
№31, ст. 4196; 2011, №23, ст. 3263; №30, ст. 4590; 2012, № 19, ст. 2281;
№26, ст. 3446; №31, ст. 4320, 4322; №47, ст. 6402; 2013, №9, ст. 874;
№48, ст. 6165; 2014, №30, ст. 4256; 2016, №50, ст. 6975) признать
утратившим силу.
970417D1
Статья 5
Пункты 1 и 2 статьи 1 и статьи 2-4 настоящего Федерального
закона вступают в силу по истечении одного года со дня его
официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
970417D1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек»
Третьим абзацем пункта 1 поручения Президента Российской Федерации
от 1 июля 2016 г. № Пр-1277 (далее — Поручение) Минтрансу России поручено
сформировать межведомственную систему учета показателей деятельности
перевозчиков в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом и
определение на ее основе профилей риска.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта» (далее — Устав) перевозки пассажиров автобусами подразделяются
на регулярные перевозки и перевозки по заказу.
В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный
закон № 99-ФЗ) деятельность по регулярным перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми
человек, подлежит лицензированию, в то время как в соответствии с
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее —
Федеральный закон № 294-ФЗ) начало осуществления предпринимательской
деятельности по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом
по заказу носит уведомительный характер.
Положения статьи 11.14.2 «Нарушение правил перевозок пассажиров и
багажа по заказу» Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — КоАП) не позволяют в полной мере пресечь
незаконные регулярные перевозки пассажиров, выполняемые под видом
заказных и для собственных нужд.
Одновременно необходимо отметить, что предусмотренные частями 3 и 4
статьи 14.1.2 «Осуществление предпринимательской деятельности в области
транспорта без лицензии» КоАП административные штрафы не взимаются за
нарушения лицензионных требований на автомобильном транспорте. В этих
условиях при выявлении нарушений таких требований территориальными
управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
применяются части 3 и 4 статьи 14.1 «Осуществление предпринимательской
97072254
деятельности без государственной регистрации или без специального
разрешения (лицензии)» КоАП, по которым штрафные санкции в 3 — 5 раз
ниже, чем предусмотренные частями 3 и 4 статьи 14.1.2 КоАП.
Перевозчики, во избежание исполнения лицензионных требований,
предусмотренных Положением о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек
(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по
заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя), утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 апреля 2012 г. № 280, подают заявления об аннулировании
действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных
перевозок под видом заказных.
Таким образом, в целях неукоснительного выполнения Поручения
представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон
№ 99-ФЗ и Федеральный закон № 294-ФЗ в части исключения обстоятельства,
при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в
уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо
для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя).
Кроме того, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» внес изменения в
Федеральный закон № 294-ФЗ, установив новые подходы к проведению
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе
в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и
городским наземным электрическим транспортом, вступившие в силу
с 1 января 2017 г.
Так, частями 9 и 9.3 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ
установлены особенности определения периодичности проведения плановых
проверок лицензиатов.
Кроме того, в Федеральном законе № 294-ФЗ (в редакции от 3 июля
2016 г.) установлено новое основание для проведения внеплановой проверки, а
именно выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при
осуществлении видов государственного контроля (надзора) с применением
97072254
риск-ориентированного подхода, параметров деятельности юридического лица,
индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от
которых согласно утвержденным органом государственного контроля
(надзора) индикаторам риска является основанием для проведения
внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде
федерального государственного контроля (надзора).
В связи с вышеизложенным, разработан проект федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по
перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более восьми человек».
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о
Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных
договоров Российской Федерации.
97072254
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации
федерального государственного транспортного надзора
в части государственного надзора в области перевозок пассажиров
и багажа автомобильным транспортом»
Реализация положений Федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением
риск-ориентированного подхода при организации федерального
государственного транспортного надзора в части государственного надзора в
области перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» не
потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального
бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального
бюджета.
В соответствии с пунктом 92 части 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса
Российской Федерации взимается государственная пошлина за следующие
действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием:
предоставление лицензии — 7 500 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии,
и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в
сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о
выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого
вида деятельности, в том числе о реализуемых образовательных программах, —
3 500 рублей;
переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии,
и (или) приложения к такому документу в других случаях — 750 рублей.
Таким образом, государственная пошлина за предоставление и
переоформление лицензии в случае лицензирования деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более восьми человек (
Таблица 1 — Доходы от лицензирования
Услуга
Планируемое
количество
заявителей
Г оспошлина,
руб.
Потенциальный
уровень доходов
(тыс. руб.)
Предоставление лицензии
Переоформление документа,
подтверждающего наличие лицензии,
и (или) приложения к такому документу в
связи с внесением дополнений в сведения
об адресах мест осуществления
лицензируемого вида деятельности, о
выполняемых работах и об оказываемых
услугах в составе лицензируемого вида
деятельности, в том числе о реализуемых
образовательных программах
Переоформление документа,
подтверждающего наличие лицензии,
и (или) приложения к такому документу
в других случаях
Итого:
89000
31000
7500
3500
667500
108500
0 750
776000
При этом расходы на предоставление и переоформление лицензии в
случае лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек
(включая случаи, если такая деятельность осуществляется по заказам и для
собственных нужд) могут составить 603,5 млн. рублей. При этом
государственные и муниципальные предприятия составят 10% от новых
лицензиатов с общим уровнем затрат на лицензирование порядка
66,75 млн. рублей. Подробный расчет приведен в таблице 2:
97072257
3
Таблица 2 — Расходы на осуществление лицензирования
Услуга Количество
заявителей
Потенциальный у] ровень расходов
Услуга Количество
заявителей
Расходы на
плановые выездные
и внеплановые
документарные
проверки, тыс. руб.
Расходы на
лицензирование
государственных
и муниципальных
предприятий,
тыс. руб.
Предоставление лицензии 89000
Переоформление документа, 31 ООО
подтверждающего наличие
лицензии, и (или) приложения к
такому документу в связи с
внесением дополнений в сведения
об адресах мест осуществления
лицензируемого вида деятельности,
о выполняемых работах и об
оказываемых услугах в составе
лицензируемого вида деятельности,
в том числе о реализуемых
образовательных программах
Переоформление документа, 0
подтверждающего наличие
лицензии, и (или) приложения к
такому документу в других случаях
Итого:
561534,375
42043,75
66750
0
0
603578,125
Таким образом, чистый доход от введения лицензирования деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам
перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более восьми человек, составит 105,6 млн. рублей.
Кроме того, в настоящий момент экономические потери, связанные с
недопроизводством валового внутреннего продукта от смертности населения
по причине ДТП, произошедших из-за отсутствия лицензирования
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем
видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для
перевозок более восьми человек, составляют 76 млн. рублей, экономические
потери, связанные с недопроизводством валового внутреннего продукта от
инвалидизации населения по причине ДТП составляют 1233,8 млн. рублей,
экономические потери по налоговым поступлениям в результате смертности
97072257
населения по причине ДТП составляют 467,8 млн. рублей, экономические
потери по налоговым поступлениям в результате инвалидизации населения по
причине ДТП составляют 1056,1 млн. рублей.
Введение лицензирования деятельности юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми
человек позволит снизить на 25% негативные последствия от ДТП, что
приведет к экономическому эффекту в части недопущения упущенной выгоды,
связанной с недопроизводством валового внутреннего продукта от смертности
населения по причине ДТП в размере 18,8 млн. рублей ежегодно, недопущения
упущенной выгоды, связанной с экономическими потерями, связанными с
недопроизводством валового внутреннего продукта от инвалидизации
населения по причине ДТП в размере 308,4 млн. рублей ежегодно,
недопущения упущенной выгоды, связанной с экономическими потерями по
налоговым поступлениям в результате смертности населения по причине ДТП
в размере 120,3 млн. рублей ежегодно, недопущения упущенной выгоды,
связанной с экономическими потерями по налоговым поступлениям в
результате инвалидизации населения по причине ДТП в размере
318,6 млн. рублей ежегодно1
.
Таким образом, введение лицензирования не потребует дополнительных
расходов бюджетных средств.
1 Показатели рассчитаны в соответствии с Методологией расчета экономических потерь от смертности,
заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденной Приказом Минэкономразвития России № 192,
Минздравсоцразвития России № 323н, Минфина России №45н, Росстата №113 от 10 апреля 2012 г.
«Об утверждении Методологии расчета экономических потерь от смертности, заболеваемости и
инвалидизации населения»(зарегистрировано Минюстом России 28 апреля 2012 г. № 23983).
97072257
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным
транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми
человек» не повлечет необходимости признания утратившими силу,
приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
97072255
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,
Правительства, федеральных органов исполнительной власти,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального
закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части совершенствования лицензирования
деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более восьми человек»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми
человек» (далее — законопроект) потребует внесения изменений в следующие
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
ответственные исполнители — Минтранс России, соисполнители —
МВД России, Минэкономразвития России;
постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2012 г.
№ 280 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек
(за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по
заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального
предпринимателя)».
Срок подготовки: 3 месяца со дня официального опубликования
федерального закона.
Ответственные исполнители — Минтранс России, соисполнители —
МВД России, Минэкономразвития России.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за
соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта,
утвержденный приказом Минтранса России от 9 июля 2012 г. № 204
(зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2012 г., регистрационный
№ 26027).
Срок подготовки: 9 месяцев со дня официального опубликования
федерального закона. Ответственные исполнители — Минтранс России,
соисполнители — МВД России, Минэкономразвития России.
97072256
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2017 г. № 1913-р
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания
Российской Федерации проект федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам
пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок
более восьми человек».
2. Назначить статс-секретаря — заместителя Министра транспорта
Российской Федерации Аристова Сергея Алексеевича официальным
представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении
палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта
федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования
деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом,
оборудованным для перевозок более восьми человек».
Председатель Правит!
Российской Феде Д.Медведев